Положение о структуре, содержании, порядке разработки, рассмотрения, внесении изменений (дополнений) и утвержденияОП и ДОП

I. Общие положения
1.1 Настоящее «Положение о структуре, содержании, порядке разработки,
рассмотрения, внесения изменений (дополнений) и утверждения образовательной
программы и дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МБУ
ДО «РЦДО» (далее Положение) разработано в соответствии с нормами Федерального
закона от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федерального закона от 31.07.2020 №304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся",
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»,
Концепцией
развития
дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31
марта 2022г. N678-р), Целевой моделью развития региональных систем дополнительного
образования детей, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от
03.09.2019г №467, письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей», письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ»,
Распоряжением
министерства
образования Архангельской области от 29.07.2020г №1073 «Об утверждении моделей
обеспечения доступности дополнительного образования для детей в Архангельской
области», Уставом МБУ ДО «РЦДО», Положением о структурном подразделении
«Детско-юношеская спортивная школа», утвержденным приказом МБУ ДО «РЦДО» от 23
марта 2023г. №78, Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО «РЦДО»,
утвержденным приказом МБУ ДО «РЦДО» от 23 марта 2023г. №71.
1.2 Настоящее Положение регламентирует структуру, содержание, порядок
разработки,
рассмотрения,
внесения
изменений
(дополнений),
утверждения
образовательной программы и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в МБУ ДО «РЦДО» (далее Учреждение).
1.3 Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий
и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного
графика, рабочих программ, иных компонентов, оценочных и методических материалов, а
также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее
Программа) - нормативный документ, определяющий цели, задачи, объём, сроки обучения
и
содержание
дополнительного
образования,
содержащий
учебный
план,
характеризующий формы и методы обучения, календарный учебный график, а также

планируемые результаты обучения по программе и способы их оценки, календарный план
воспитательной работы.
1.4 Разработчики программ несут ответственность за качество и полноту
реализации программ.
1.5 Контроль за реализацией программ осуществляется в рамках внутренней
системы оценки качества реализуемого образования.
1.6 Общие требования к оформлению образовательной программы Учреждения и
дополнительной общеобразовательной общеобразвивающей программы.
Текст программ должен быть выполнен в печатном виде на одной стороне листа
формата А4 через 1 интервал, шрифт Times New Roman, размер шрифта 12. Поля слева - 3
см, сверху и снизу – 2 см, справа - 1,5 см. Правый край текста должен быть ровным.
Заголовки печатаются в середине строки без точки в конце, выделяются жирным
шрифтом, не подчёркиваются. Опечатки, описки, графические неточности, помарки,
повреждения листов не допускаются. Страницы текста программы должны быть
пронумерованы арабским цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу,
включая приложения. Номер страницы проставляют внизу страницы по центру.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но на нём не проставляется
номер страницы. Каждый новый раздел программы начинается с новой страницы.
II. Структура, содержание, порядок разработки, рассмотрения, утверждения,
внесения изменений (дополнений) и утверждения образовательной программы
2.1 Структура образовательной программы Учреждения
2.1.1 Образовательная программа Учреждения содержит три обязательных раздела
 целевой
 содержательный
 организационный
2.1.2 Целевой раздел определяет общее назначение, принципы формирования, цель,
задачи и планируемые результаты освоения образовательной программы учреждения,
систему оценки планируемых результатов. Целевой раздел включает в себя следующие
структурные элементы:
 Пояснительная записка раскрывает нормативно-правовую базу, обеспечивающую
реализацию образовательной программы, цель, задачи и принципы её формирования.
 Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы
представляют собой систему знаний, умений и навыков, которые обучающиеся получат
возможность приобрести в результате освоения Образовательной программы. Планируемые
результаты являются содержательной и критериальной основой для разработки
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, системы оценки
результатов освоения обучающимися образовательной программы.
 Система оценки планируемых результатов освоения образовательной программы
включает описание форм, периодичности и порядка проведения текущей, промежуточной
и итоговой аттестации.
2.1.3 Содержательный раздел определяет содержание образования и включает:
 основное содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ,
 дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы,
 программу воспитания обучающихся, календарный план воспитательной работы.
2.1.4 Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса. Этот раздел включает в себя:
 учебный план, который определяет перечень реализуемых программ, общий объём
нагрузки, формы промежуточной и итоговой аттестации;

 календарный учебный график, который определяет чередование учебной
деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и
социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:
- даты начала и окончания учебного года,
- продолжительность учебного года,
-сроки и продолжительность каникул,
- сроки проведения промежуточной и итоговой аттестаций.
 план воспитательных мероприятий,
 материально-технические условия, обеспечивающие достижение планируемых
результатов освоения образовательной программы.
Учебный план, календарный учебный график и план воспитательных мероприятий
составляется на каждый учебный год и является приложением к образовательной
программе.
2.2 Содержание образовательной программы
2.2.1 Содержание образовательной программы направлено на формирование и
развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а
также на организацию их свободного времени.
2.2.2 Содержание образовательной программы представляется в текстовом и (или)
табличном варианте.
2.2.3 Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
являются неотъемлемой частью образовательной программы и прилагаются к ней.
2.3 Порядок разработки, рассмотрения, утверждения, внесения изменений
(дополнений) в образовательную программу
2.3.1 Ответственным исполнителем разработки образовательной программы
Учреждения является заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
2.3.2 Образовательная программа рассматривается и обсуждается на педагогическом
совете, при необходимости дорабатывается, вновь рассматривается на педагогическом
совете и утверждается приказом директора Учреждения.
2.3.3 После утверждения образовательная программа становится нормативным
документом, реализуемым в Учреждении.
2.3.4 Учреждение ежегодно до начала учебного года при необходимости обновляет
образовательную программу. Все изменения (дополнения), вносимые в образовательную
программу, рассматриваются и обсуждаются на педагогическом совете и вступают в силу
с момента утверждения приказом директора Учреждения.
III. Структура, содержание, порядок разработки, рассмотрения, утверждения,
внесения изменений (дополнений) в дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу
3.1. Структура программы.
Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
составляют два основных раздела:
 Комплекс основных характеристик программы:
1. Пояснительная записка;
- цель программы;
- задачи программы;
- планируемые результаты;
- формы контроля и подведения итогов реализации программы;
2. Учебный план.
3. Содержание программы.

 Комплекс организационно-педагогических условий:
- календарный учебный график;
- условия реализации программы;
- методическое сопровождение программы (при необходимости);
- список информационных ресурсов.
Календарный план воспитательной работы (приложение к программе).
3.1.1. Титульный лист (приложение №1 к Положению) - страница, предваряющая
текст программы, источник идентификационной информации документа.
Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:
- полное наименование образовательной организации (согласно формулировке
Устава);
- дата и номер протокола педагогического совета, рассмотревшего программу;
- гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера
приказа);
- название программы;
- направленность программы;
- возраст обучающихся, на которых рассчитана программа;
- срок реализации программы;
- информация о разработчике (ах) (Ф.И.О., должность);
- название населенного пункта;
- год разработки программы.
3.1.2. Комплекс основных характеристик программы:
1. Пояснительная записка - общая характеристика программы, в которой отражены
следующие аспекты:
 направленность
(профиль)
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы – художественная, техническая, социально-гуманитарная,
физкультурно-спортивная, естественнонаучная, туристско-краеведческая;
 перечень нормативных документов, на основании которых составлена программа
 вид программы по уровню усвоения – ознакомительный, базовый, продвинутый
(углубленный),
 возможность использования программы в других образовательных системах;
 актуальность программы – своевременность, необходимость, соответствие
потребностям времени;
 отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу
от существующих;
 характеристика обучающихся по программе – возрастные, физиологические и
психологические особенности обучающихся, принципы формирования групп, принципы
отбора обучающихся на программу;
 формы обучения – очная, очно-заочная или заочная;
 сроки и этапы реализации программы – продолжительность образовательного
процесса в целом и каждого этапа (модуля) в отдельности.
 формы и режим занятий (общее количество часов в год, в неделю, периодичность
занятий), который производится исходя из 34 недельного учебного года.
Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к
которому надо стремиться.
Задачи раскрывают пути достижения цели. При формулировании задач можно
воспользоваться следующей их классификацией:

 образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо,
включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений,
навыков, компетенций и т.п.;
 развивающие (метапредметные) - развитие мотивации к определенному виду
деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности,
активности, аккуратности и т.п.;
 воспитательные (личностные) - формирование общественной активности личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового
образа жизни и т.п.
Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Планируемые результаты и формы их проверки:
Планируемые результаты - совокупность предметных, метапредметных и
личностных результатов, приобретаемых обучающимися при освоении программы по ее
завершении и формулируются с учетом цели и содержания.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы:
 Формы аттестации
Оценка планируемых результатов осуществляется в соответствии с локальным
нормативным актом Учреждения о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации по дополнительной
общеразвивающей программе.
 Оценочные материалы - перечень (пакет) диагностических материалов,
позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. По желанию
педагога разрабатывается дополнительный диагностический материал для проверки
уровня знаний, умений и навыков (проверочные работы, проекты, тесты, практические
задания, зачеты и т.д.).

№
п/п

2. Учебный план – соотношение разделов и тем программы
Учебный план
Название раздела
1 год

2 год

3 год

Итого:
№
п/п

Название раздела, темы

Учебно- тематический план
количество часов
всего
теория
практика

Формы
аттестации/контроля

Педагог самостоятельно распределяет часы по темам в пределах установленного
времени.
В учебном плане необходимо предусмотреть часы на:
- вводное занятие (введение в программу);
- концертную, выставочную, конкурсную деятельность, соревнования;
- итоговое занятие, отчётное мероприятие;
- проведение промежуточной и итоговой аттестации (для программ, разработанных
для обучающихся школьного возраста).
Расчёт количества часов по каждому году обучения ведётся на одну учебную
группу.
3. Содержание программы:
Содержание дополнительных
направлено на:

общеразвивающих

программ

должно

быть

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания
обучающихся;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся
способности;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Содержание учебного плана – это краткое описание разделов и тем внутри
разделов в порядке, определённом учебным планом.
Описание темы включает:
- название раздела, темы;
- перечень теоретических знаний и практических работ
- формы занятий
- формы контроля по теме
Раздел 1: Мой дом за окном.
Тема 1.1. Мой дом.
Теоретический материал: Экология дома: материал, окраска стен, этажность. Дом в
деревне и в городе. Сходство и различия.
Практическая работа: Рисунок «Мой дом». Рассказ «Я живу в селе».
Формы работы: дискуссия.
Формы контроля: конкурс-презентация рисунков.
Формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью
соответствовать их формулировке и расположению в учебном плане.
Материал следует излагать в именительном падеже.
Содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно.
В содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила
выполнения упражнений, репертуар и т.п.), могут быть представлены вариативные
образовательные маршруты.

№
п/п

3.1.2. Комплекс организационно-педагогических условий
1. Календарный учебный график включает:
- месяц, число, время проведения занятия
- форму, тему занятия;
- количество часов;
- место проведения;
- форму контроля.
месяц число
время
форма кол-во
тема
место
форма
проведения занятия часов занятия проведения контроля
занятия

Календарный учебный график является обязательным приложением к программе и
составляется для каждой группы.

2. Условия реализации программы – совокупность условий реализации
программы – материально-технические, кадровые, возможные формы реализации
программы (сетевая, дистанционное обучение, очно-заочное и др.).
3. Методическое сопровождение программы (при необходимости):
Методическое обеспечение программы включает в себя:
- краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по
каждой теме или разделу: индивидуальных или групповых; теоретических и
практических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс,
конференция и др);
- краткое описание приёмов и методов организации образовательного процесса;
- дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные,
технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п. (при наличии).
4. Список информационных ресурсов, оформленной в соответствии с
требованиями библиографического стандарта.
3.1.3. Календарный план воспитательной работы (приложение к программе).
3.2. Порядок разработки, рассмотрения, утверждения, внесения изменений
(дополнений) в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу
3.2.1
Дополнительная
общеобразовательная
программа
самостоятельно
разрабатывается педагогом.
3.2.2 Программа согласуется с заместителем директора по учебно – воспитательной
работе, затем рассматривается и обсуждается на педагогическом совете.
3.2.3 Программа утверждается приказом руководителя учреждения до начала её
реализации.
3.2.4 После утверждения программа становится нормативным документом,
реализуемым в Учреждении.
3.2.5 Программа обновляется с учётом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
3.2.6 При внесении изменений (дополнений) в программу, программа вновь
проходит процедуру утверждения.
IV. Заключительные положения
4.1 Образовательная программа с приложением её копии и прилагаемые к ней
дополнительные общеобразовательные программы размещается на официальном сайте
Учреждения в информационной сети «Интернет».
4.2 Образовательная программа и дополнительные общеобразовательные
программы, разработанные согласно настоящему Положению, являются собственностью
Учреждения.

Приложение к Положению №1
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Пинежского муниципального района
Архангельской области
Рассмотрена на заседании
педагогического совета МБУ ДО
«РЦДО»
(Протокол №_ от __ ______ 20__г.)

УТВЕРЖДАЮ:
Директор_______________/ФИО/
(Приложение к Образовательной программе
МБУ ДО «РЦДО», утвержденной приказом
№___ от __ _________ 20__г)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мир чудес»
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Иванов Иван Иванович,
педагог дополнительного образования

Карпогоры
20__г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».