Счетчик

Методические рекомендации об изменениях документации образовательной организации и педагога в связи с введением ВФСК «ГТО»

23.01.2024

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» муниципального образования «Пинежский муниципальный район»

 

от 02 февраля 2016г.  №36

Руководителям образовательных организаций

Методические рекомендации об изменениях документации образовательной организации и педагога в связи с введением ВФСК «ГТО»

В соответствии с пунктом 1.7. приказа Управления образования администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» от 19 января 2016 года №05 «О внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди обучающихся образовательных организаций МО «Пинежский район» образовательные организации должны внести изменения в локальный акт о промежуточной аттестации, образовательные программы, рабочие программы по физической культуре в соответствии с требованиями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

В связи с этим, считаем необходимым напомнить вам о том, какие нормативные документы регламентируют данные изменения:

1. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Помимо прочих, данный приказ вносит следующие изменения в пункт 12.7:

подпункт 3 дополнить словами ", в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

Таким образом, предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по физической культуре должны отражать:

1)      формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

2)      овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

3)      формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).

 

2. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Помимо прочих, данный приказ вносит следующие изменения:

Абзац шестнадцатый (подпункт 5) пункта 11.8 дополнить словами ", в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

Таким образом, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по физической культуре должны отражать:

1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями  с разной целевой ориентацией;

5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой  и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

3. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Помимо прочих, данный приказ вносит следующие изменения:

подпункт 1 пункта 9.5 дополнить словами ", в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

Таким образом, требования к предметным результатам освоения базового курса физической культуры должны отражать:

1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)";

2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;

3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;

4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;

5) владение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.

 

4. Приказ Минобрнауки России от 23 июня 2015 года №609 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089».

Данный приказ вносит следующие изменения:

1. Подраздел "Спортивно-оздоровительная деятельность" раздела "Стандарт основного общего образования по физической культуре" части I "Начальное общее образование. Основное общее образование" дополнить абзацем следующего содержания:
"Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

2. В подразделе "Спортивно-оздоровительная деятельность" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре" части II "Среднее (полное) общее образование" слова "Подготовка к соревновательной деятельности" заменить словами "Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

В связи с тем, что обучающиеся начальных классов и обучающиеся 5 классов не обучаются по Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, изменения данного приказа касаются преподавания физической культуры в 6 – 11 классах.Хочу такой сайт

Таким образом, обязательный минимум содержания основных образовательных программ по физической культуре на уровне основного общего образования, раздел «Спортивно-оздоровительная деятельность» включает:

Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты).

Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Лазание по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, танцевальные движения.

Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег на короткие, средние и длинные дистанции, барьерный, эстафетный и кроссовый бег, прыжки в длину и высоту с разбега, метание малого мяча.

Лыжная подготовка: основные способы передвижения на лыжах, техника выполнения спусков, подъемов, поворотов, торможений.

Спортивные игры: технические приемы и тактические действия в баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе.

Основные способы плавания: кроль на груди и спине, брасс.

Упражнения культурно-этнической направленности: сюжетно-образные и обрядовые игры.

Элементы техники национальных видов спорта.

Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по физической культуре на уровне среднего (полного) общего образования, раздел «Спортивно-оздоровительная деятельность» включает:

Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО)"; совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах); в беге на короткие, средние и длинные дистанции; прыжках в длину и высоту с разбега; передвижениях на лыжах; плавании; совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе); технической и тактической подготовки в национальных видах спорта.

 

5. Письмо Минобрнауки России от 15 июля 2014 года №08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура».

В данном письме Департамент государственной политики в сфере общего образования рекомендует общеобразовательным организациям (за исключением дошкольных образовательных организаций) учитывать результаты учащихся по итогам прохождения испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в ходе промежуточной аттестации с учетом групп здоровья.

При проведении испытаний (тестов) Комплекса необходимо учитывать методические рекомендации "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья" (письмо Минобрнауки России от 30 мая 2012 г. N МД-583/19).

Кроме того, представляется целесообразным использование результатов испытаний (тестов) Комплекса при учете внеучебных достижений учащихся по завершении каждого уровня образования, а также включение результатов испытаний (тестов) Комплекса в перечень индивидуальных достижений выпускников.

Для учащихся, которые не справились с испытаниями (тестами) Комплекса, Департамент рекомендует использовать безотметочное обучение по предмету "Физическая культура" (письмо Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 2003 г. N 14-55-1181ин/15 "О безотметочном обучении по физической культуре, изобразительному искусству, музыке").

 

Рекомендуемые требования к оценке

с учетом выполнения нормативов Комплекса:

 

Оценка

Количество испытаний (тестов)

Норматив (% выполнения)

Основная группа здоровья

"Отлично"

5

90 - 100

"Хорошо"

5

70 - 89

"Удовлетворительно"

4 - 3

55 - 69

Подготовительная группа здоровья

"Зачет"

3 - 2

Без учета времени и при наличии положительной динамики по каждому виду испытаний

 

Все вышеперечисленные документы можно найти на сайте МБУ ДО «РЦДО» , раздел «Методические материалы. ГТО».

   

Методист МБУ ДО «РЦДО»                                                                                      Григус А.Н.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».