24.01.2024
Правительство Архангельской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2011 г. N 75-пп
г.Архангельск
Об утверждении Концепции развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области
В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", подпунктом 2 пункта 2 статьи 2 областного закона от 03 апреля 1996 года N 38-22-ОЗ "Об образовании" и в целях обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области.
2. Министерству образования, науки и культуры Архангельской области до 01 июля 2011 года:
1) подготовить предложения по внесению изменений в областные законы в сфере образования, направленные на удовлетворение образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) подготовить и внести на заседание Правительства Архангельской области проекты нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений утвержденной Концепции.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Архангельской области
И.Ф. Михальчук
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства Архангельской области
от 23 марта 2011 г. №75-пп
КОНЦЕПЦИЯ
развития образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья в Архангельской области
I. Общие положения
Концепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области (далее - Концепция) определяет основные задачи органов государственной власти Архангельской области по организации специальных условий обучения и воспитания для лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственных и муниципальных образовательных учреждениях с целью обеспечения доступности образовательных учреждений всех типов на территории Архангельской области.
Концепция разработана в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, принятой 13 декабря 2006 года Резолюцией 61/106 на 76-м заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (далее - Конвенция), Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятой на всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, организованной при участии ЮНЕСКО в 1994 году (далее - Саламанкская декларация), Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации "Об образовании"), Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов), областным законом от 03 апреля 1996 года N 38-22-ОЗ "Об образовании" (далее - областной закон "Об образовании").
Концепция направлена на обеспечение реализации государственной политики в сфере образования, определенной Законом Российской Федерации "Об образовании", в частности, следующих ее принципов:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к особенностям развития и уровням подготовки обучающихся, воспитанников;
гарантированность получения образования независимо от состояния здоровья, возраста, места жительства.
Концепция предполагает поэтапное формирование организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на основе принципов включающего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях системы образования и ступенях обучения в образовательных учреждениях общего типа и предусматривает разработку нормативного, программного, учебно-методического обеспечения процесса инклюзивного образования, подготовку педагогических и управленческих кадров, оптимизацию деятельности специальных (коррекционных) учреждений, придание им новых организационно-методических функций).
Концепция не предполагает прекращения действия на территории Архангельской области специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения вправе наравне с образовательными учреждениями иных типов участвовать в развитии включающего образования, в формировании соответствующих моделей и форм организации специальных условий получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В Концепции используются следующие понятия:
инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений;
специальные условия получения образования - специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено);
особые образовательные потребности - обусловленная характером нарушения и установленная компетентной группой специалистов (комиссией) нуждаемость гражданина в изменении содержания образования (включении дополнительных разделов), в использовании специальных средств и методов обучения, в особой организации обучения, предполагающей его индивидуализацию и дифференциацию, в пролонгированности процесса обучения, в согласованном участии квалифицированных специалистов разного профиля, во включении родителей ребенка в процесс реабилитации;
структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным;
сопровождение - объединение специалистов разного профиля, деятельность которых направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной социальной среде.
II. Проблемы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья
Система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области представлена специальными (коррекционными) учреждениями, специальными (коррекционными) группами и классами в общеобразовательных учреждениях, дошкольными и школьными логопедическими пунктами, центрами для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК), а также высшими учебными заведениями, осуществляющими на территории Архангельской области работу по подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогических кадров. В указанную систему включены также государственные и муниципальные органы управления образованием.
В настоящее время более 70 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных учреждениях. С этой целью в общеобразовательных учреждениях Архангельской области открыты и функционируют 198 специальных (коррекционных) классов для детей с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, нарушением интеллекта. В Архангельской области 60 общеобразовательных учреждений (что составляет 13,5 процента от общего количества общеобразовательных учреждений) имеют лицензии на право реализации специальных (коррекционных) программ. Вместе с тем реализация инклюзивного подхода не приобрела полномасштабного характера в силу ряда причин:
отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих процесс инклюзивного образования;
неравномерность ресурсной обеспеченности и территориальная специфика образовательной системы Архангельской области (в ряде муниципальных районов и городских округов Архангельской области;
отсутствуют необходимые специалисты, группы, классы, что не позволяет реализовать право особого ребенка на обучение по месту жительства);
отсутствие специальной подготовки у учителей общеобразовательных учреждений;
несовершенство программно-методического обеспечения совместного обучения.
Все это определяет неподготовленный, стихийный характер включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.
Международные правовые акты ориентируют на обязательное включение лиц с особыми нуждами в жизнь общества. Саламанкская декларация провозгласила, что "лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей, с целью удовлетворения этих потребностей" и что "школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности", среди которых могут быть "дети с умственными и физическими недостатками и одаренные дети, беспризорные и работающие дети, дети из отдаленных районов или относящиеся к кочевым народностям, дети, относящиеся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, и дети из менее благоприятных или маргинализированных районов или групп населения".
В рамках действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятых на той же конференции, термин "специальные образовательные потребности" относится ко всем таким детям и молодым людям, потребности которых зависят от различных видов физической или умственной недостаточности или трудностей, связанных с обучением". Эти специальные потребности могут существовать в течение всего периода обучения либо возникать "на некоторых этапах своего обучения в школе".
Основными задачами такой школы являются:
обеспечение качества образования;
предотвращение дискриминации, ориентация на уважительное отношение к различиям людей;
содействие формированию доброжелательной среды и "включенного" общества в противовес социальному отчуждению.
Пунктом 8 Саламанкской декларации закреплено положение о том, что "в рамках инклюзивных школ дети с особыми образовательными потребностями должны получать любую дополнительную помощь, которая может им потребоваться для обеспечения их эффективного образования".
Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями предусматривают необходимость обеспечения целого ряда мер для того, чтобы образование могло быть "инклюзивным", среди которых, в частности, указываются:
разработка педагогических методов, ориентированных на потребности детей, способных обеспечить успешное обучение всех детей;
организация и характер учебного процесса, адаптированные к потребностям детей, а не наоборот (включая приведение в соответствие различных видов и темпов обучения);
гибкость учебных планов;
дополнительная помощь детям с особыми образовательными потребностями, необходимая для их эффективного образования в рамках обычного, а не специального учебного плана, включая техническую помощь для коммуникации и мобильности, дополнительные вспомогательные учебные программы и минимальную помощь во время обычных занятий;
сочетание образования и реабилитации в комплексе мер для лиц с особыми образовательными потребностями;
изменение в процедуре оценивания результатов обучения с тем, чтобы не только оценить прогресс, но и выявить трудности обучения и определить необходимые меры поддержки;
подготовка педагогического персонала к работе в условиях инклюзивной школы, в том числе профессиональная поддержка специализированных организаций и "внешних" специалистов (врачи, психологи, специалисты, работающие с различными дефектами).
III. Основные цели и принципы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Целью организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для максимального удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей.
Основные принципы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Архангельской области:
приоритетность инклюзивного образования по сравнению с раздельным обучением в образовательных учреждениях общего типа и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (с учетом права обучающегося и его законных представителей на выбор формы получения образования);
доступность инклюзивного образования и обеспечение возможности обучения в муниципальном районе (городском округе) Архангельской области, где проживает гражданин, имеющий особые образовательные потребности;
обеспечение качественного включающего образования, при организации которого должны соблюдаться установленные требования к качеству обучения;
обеспечение архитектурной доступности учреждений образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение права обучающегося и его законных представителей на выбор образовательного учреждения, предусмотренного статьями 50 и 52 Закона Российской Федерации "Об образовании", в том числе права на получение образования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения либо иного типа образовательного учреждения, предусмотренного пунктом 3 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании", обеспечивающего включающее образование;
коллегиальность принятия решения о необходимости создания специальных условий получения образования и содержании таких мер и уважение права лиц с ограниченными возможностями здоровья и их законных представителей выражать мнение относительно необходимости создания таких условий и их содержания.
IV. Основные задачи органов государственной власти Архангельской области по организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Основными задачами органов государственной власти Архангельской области по организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья являются:
1) обеспечение координации деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) создание нормативной правовой основы, обеспечивающей реализацию принципов и норм включающего образования;
3) создание ресурсных центров поддержки включающего образования с привлечением профессионального психолого-педагогического опыта российской и зарубежной систем образования;
4) содействие в организации подготовки всех участников образовательного процесса - администраторов, педагогов и других сотрудников школ, родителей учащихся и самих учащихся школ;
5) формирование позитивного общественного мнения об инклюзивном образовании для лиц с ограниченными возможностями здоровья через проведение постоянных информационных кампаний;
6) вовлечение в процесс развития механизмов реализации инклюзивного образования общественных объединений, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников;
7) привлечение специальных (коррекционных) образовательных учреждений к созданию специальных условий получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Архангельской области.
Задачами в области дошкольного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья являются:
1) создание системы раннего выявления (с периода новорожденности) имеющихся у ребенка нарушений умственного и физического развития;
2) расширение организационных форм ранней (с первых дней жизни) комплексной психолого-медико-педагогической помощи (центры раннего вмешательства, лечебной педагогики, абилитационные и реабилитационные, психолого-медико-педагогические, сурдологические центры, сурдологопедические отделения детских поликлиник, группы кратковременного пребывания при специальных и общеобразовательных дошкольных учреждениях);
3) объединение обучения и реабилитации в процессе получения образования;
4) вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья начиная с раннего возраста в пространство общения детей.
Задачами в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья являются:
1) обеспечение возможности детям с ограниченными возможностями здоровья получать образовательные услуги по месту жительства;
2) предоставление ученикам возможности развиваться в своем персональном темпе, осваивать программу, адекватную их особенностям и возможностям;
3) предоставление каждому ребенку возможности получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с его проблемами, а также (при необходимости) пользоваться поддержкой специалиста (ассистента) на уроках;
4) расширение практики обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, с помощью дистанционных технологий;
5) организация профориентационной работы, выявление комфортных и дискомфортных сфер труда в соответствии с имеющимися у ребенка нарушениями.
Задачами в области начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья являются:
1) организация инклюзивного образования с учетом обеспечения максимальной возможности проявлять свои способности и склонности в профессиональном обучении и трудовой деятельности;
2) определение объема индивидуальной коррекционно-развивающей помощи и предоставление мер поддержки, адекватных потребностям учащихся;
3) создание условий для освоения основных и дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий (предоставление компьютерной техники, средств связи и программного обеспечения).
V. Финансовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Финансовое обеспечение включающего образования обеспечивается с помощью модели расчета финансовых затрат, предусматривающей коэффициенты увеличения при расчете субвенций на организацию предоставления детям-инвалидам бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях.
Основные принципы финансового обеспечения включающего образования:
1) введение коэффициента удорожания стоимости педагогической услуги, предоставляемой образовательным учреждением, в зависимости от наличия специальных (коррекционных) образовательных программ при расчете нормативов затрат;
2) целевой характер использования средств, обеспечение предварительного и текущего контроля;
3) предоставление возможности общеобразовательному учреждению самостоятельно, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, принимать решения о направлениях расходования средств для обеспечения специальных условий обучения.
Финансирование образовательных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в соответствии с Методикой расчета субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на организацию предоставления детям-инвалидам бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях и Методикой расчета финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Архангельской области на выполнение государственного задания, а также нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности в расчете на одного обучающегося в государственном образовательном учреждении Архангельской области в год, приведенных в приложениях N 1 и 2 к областному закону "Об образовании".