24.01.2024
Методические рекомендации
«Реализация программ внеурочной деятельности в образовательной организации»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа начального и основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Согласно Федерального закона № 273-ФЗ (п.6 ч.3 ст.28,) разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Федеральным законом. Данная позиция в полной мере относится и к программам внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности разрабатываются педагогами самостоятельно. Главное, чтоб их содержание не дублировало урок, а обогащало ребенка дополнительными знаниями и умениями, и было направлено на развитие личности обучающихся. Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.
Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, например, могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1-4 классы), а в последствии на младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы).
В определении содержания программ необходимо руководствоваться педагогической целесообразностью и ориентироваться на запросы и потребности обучающихся и их родителей.
В соответствии с ФГОС НОО (п.19.5) и ФГОС ООО (п18.2.2) программа курса внеурочной деятельности должны содержать:
-пояснительную записку, в которой конкретизируются цели с учётом специфики курса внеурочной деятельности;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- содержание курса внеурочной деятельности;
- тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
- описание методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности;
- планируемые результаты изучения курса.
Структура программы внеурочной деятельности определяется локально-нормативным актом образовательной организации и может иметь следующее содержание (приложение).
Методист по воспитательной работе Л.Н.Лыбашева
Приложение
к письму № 344, от 16.10.15г.
Требования к содержанию и оформлению программы внеурочной деятельности (ФГОС)
Программа внеурочной деятельности может содержать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Планируемые результаты, включающие формирование УУД
4. Тематический план
5. Содержание программы
6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы
1. Титульный лист должен содержать информацию:
- название ОО;
- название программы;
- направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
- класс;
- составитель, его должность;
- название населенного пункта, учебный год
Наименование образовательного учреждения (по уставу)
Утверждаю
_____________ / /
Название программы
Направление
класс
Составитель:
Фамилия, имя, отчество
должность
Населенный пункт
Год разработки программы
2. Пояснительная записка должна раскрывать:
- материал, на основании которого разработана программа; Если за основу взята примерная программа внеурочной деятельности, необходимо указать название, автора и выходные данные.
Например: Программа «Умелые руки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития Лыковой И.А «Цветные ладошки». - М.: «Карапуз-дидактика», 2011г., модифицирована с учетом собственных возможностей и опыта.
- направленность программы;
Например: «Программа реализуется в рамках общекультурного направления развития личности».
- актуальность;
- цель и задачи реализации программы;
Цель должна отражать направление развития личности. Например: Формирование общекультурных навыков обучающихся средствами кукольного театрального искусства.
Задачи:
-обучающие задачи: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу;
-развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.;
-воспитательные задачи: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.
Формулировка задач не должна быть абстрактной, они должны быть соотнесены с
ожидаемыми результатами.
- возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;
- сроки реализации программы
3. Планируемые результаты включают в себя:
- описание предметных результатов (что к окончанию обучения должны знать и уметь учащиеся), а также личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов освоения программы
- диагностика результатов освоения программы (указать перечень диагностических материалов, методы диагностики, формы подведения итогов (выставки, фестивали, соревнования и т.д.))
4. Тематический план программы включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме
Разделы, темы | Кол-во часов | |
Итого: |
5. Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане.
Для этого необходимо:
- указать название темы;
- перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;
-указать, в каких формах организуется внеурочная деятельность.
6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы включает в себя описание:
- Методического обеспечения (литература, используемой учителем и обучающимися, дидактический материал, справочные пособия, Интернет-ресурсы, образовательные сайты, мультимедийные пособия)
- Материально-технического оснащения занятий (краткий перечень оборудования, инструментов и материалов).