Счетчик

Реализация программ внеурочной деятельности в образовательной организации

24.01.2024

Методические рекомендации

«Реализация программ внеурочной деятельности в образовательной организации»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа начального и основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Согласно Федерального закона № 273-ФЗ (п.6 ч.3 ст.28,) разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Федеральным законом. Данная позиция в полной мере относится и к программам внеурочной деятельности.

Программы     внеурочной   деятельности разрабатываются педагогами  самостоятельно. Главное, чтоб их содержание не дублировало урок, а обогащало ребенка дополнительными знаниями и умениями, и было направлено на развитие личности обучающихся. Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.

Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, например, могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1-4 классы), а в последствии на младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы).

В определении содержания программ необходимо руководствоваться педагогической целесообразностью и ориентироваться на запросы и потребности обучающихся и их родителей.

В соответствии с ФГОС НОО (п.19.5) и ФГОС ООО (п18.2.2) программа курса внеурочной деятельности должны содержать:

-пояснительную записку, в которой конкретизируются цели с учётом специфики курса внеурочной деятельности;

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

-  содержание курса внеурочной деятельности;

- тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

- описание методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности;

- планируемые результаты изучения курса.

Структура программы внеурочной деятельности определяется локально-нормативным актом образовательной организации и может иметь следующее содержание (приложение).

  

Методист по воспитательной работе                                                              Л.Н.Лыбашева

Приложение

к письму № 344, от 16.10.15г.

Требования к содержанию и оформлению программы внеурочной деятельности (ФГОС)

Программа внеурочной деятельности может содержать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Планируемые результаты, включающие формирование УУД

4. Тематический план

5. Содержание программы

6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы

1Титульный лист должен содержать информацию:

  • название ОО;
  • название программы;
    • направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
    • класс;
    • составитель, его должность;
    • название населенного пункта, учебный год
 

Наименование образовательного учреждения (по уставу)Хочу такой сайт

 

Утверждаю

_____________  /                   /

  

Название программы

Направление

класс

Составитель:

Фамилия, имя, отчество

должность

  

Населенный пункт

Год разработки программы

 

2. Пояснительная записка должна раскрывать:

  • материал, на основании которого разработана программа; Если за основу взята  примерная программа внеурочной деятельности, необходимо указать название, автора и выходные данные.

Например: Программа «Умелые руки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития Лыковой И.А «Цветные ладошки». - М.: «Карапуз-дидактика», 2011г., модифицирована с учетом собственных возможностей и опыта.

  • направленность программы;

Например: «Программа реализуется в рамках общекультурного направления развития личности».

  • актуальность;
  • цель и задачи реализации программы;

Цель должна отражать направление развития личности. Например: Формирование общекультурных   навыков   обучающихся средствами кукольного театрального искусства.

Задачи:

-обучающие задачи: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу;

-развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.;

-воспитательные задачи: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.

Формулировка задач не должна быть абстрактной, они должны быть соотнесены с

ожидаемыми результатами.

  • возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;
  • сроки реализации программы

3. Планируемые результаты включают в себя:

  • описание предметных результатов (что к окончанию обучения должны знать и уметь учащиеся), а также личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов освоения программы
  • диагностика результатов освоения программы (указать перечень диагностических материалов, методы диагностики, формы подведения итогов (выставки, фестивали, соревнования и т.д.))

4. Тематический план программы включает:

  • перечень разделов, тем;
  • количество часов по каждой теме
 

Разделы, темы

Кол-во часов

   
   

Итого:

  
 

5. Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане.

Для этого необходимо:

- указать название темы;

- перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;

-указать, в каких формах организуется внеурочная деятельность.

6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы включает в себя описание:

  • Методического обеспечения (литература, используемой учителем и обучающимися, дидактический материал, справочные пособия, Интернет-ресурсы, образовательные сайты, мультимедийные пособия)
  • Материально-технического оснащения занятий (краткий перечень оборудования, инструментов и мате­риалов).
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».