24.01.2024
Методические рекомендации
«Структура и содержание плана внеурочной деятельности ООП»
Помните, что величайший наркоторговец нашей эпохи - это не какой-то мексиканский картель, а семья, чье имя красуется на крыльях музеев - Саклеры. Медицинское сообщество и государственные регуляторы пошли на это, потому что на этом можно было сделать деньги пин ап. Азартные игры опираются на зависимость для функционирования своей бизнес-модели; все это знают. Но зависимость также является бизнес-моделью для огромной части Силиконовой долины. Азартные игры разрушают жизни, влезая в долги, выматывающие душу; это тоже всем известно.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009 № 373» в структуру основной образовательной программы начального общего образования включен план внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности ОУ определяет структуру и состав направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся с учетом их интересов и возможностей ОУ. План внеурочной деятельности размещается в организационном разделе основной образовательной программы.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Его структура может быть следующая:
1. Пояснительная записка, в которой указываются:
- нормативно-правовые документы, на основе которых разработан план внеурочной деятельности:
-приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изм. от 26.11.2010 и 22. 09.2011);
-постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» ;
-методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования).
- цель и задачи внеурочной деятельности; (например:
Цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
-создать условия для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
-обеспечить социальную защиту, поддержку, реабилитацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
-формировать общую культуру обучающихся;
-воспитать у обучающихся гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, природе, семье)
- · направления внеурочной деятельности (Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.)
- · формы работы (Для реализации внеурочной деятельности используются следующие формы работы с учащимися: экскурсии, студии, соревнования, заочные путешествия, исследования, мини-проекты, круглые столы, конференции, презентации, выставки творческих работ, конкурсы и олимпиады.)
- модель внеурочной деятельности, составленная в соответствии с Методическими материалами по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования).
В образовательных учреждениях чаще используется модель организации внеурочной деятельности на основе оптимизации внутренних ресурсов школы с использованием внешних связей: внеурочную деятельность реализуют учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, старший вожатый, библиотекарь, педагог-психолог. При этом учитываются занятость детей в доме творчества, музыкальной школе, учреждении культуры.
В период каникул для организации внеурочной деятельности используются возможности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей созданного на базе общеобразовательного учреждения.
2. План – сетка, где отражено содержание внеурочной деятельности по основным направлениям развития личности, с указанием количества часов. Например:
Формы организации | Объем внеурочной деятельности (часов в неделю по годам обучения) | ||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Спортивно-оздоровительное направление | Программа «Полезные привычки» | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Спортивные игры и соревнования | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Воспитательные мероприятия (походы, дни здоровья) | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Летний оздоровительный лагерь | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | |
Всего: | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Духовно-нравственное направление | Занятия в школьном музее | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Программа внеурочной деятельности «ИСТОКИ» | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Воспитательные мероприятия (часы общения, экскурсии, встречи) | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Летний оздоровительный лагерь | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Всего: | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Общеинтеллектуальное направление | Программа внеурочной деятельности «Эрудиты» | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Библиотечные уроки | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Воспитательные мероприятия (викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели) | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||
Летний оздоровительный лагерь | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Всего: | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Общекультурное направление | Художественная мастерская «Мир искусства» | 1 | 1 | 1 | 1 |
Воспитательные мероприятия (фестивали, концерты, конкурсы, экскурсии) | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Летний оздоровительный лагерь | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Всего: | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Социальное направление | Детская организация «Путь к успеху» | 1 | 1 | 1 | 1 |
Воспитательные мероприятия (трудовые десанты, акции, проекты, КТД) | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Летний оздоровительный лагерь | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Всего: | 2 | 2 | 2 | 2 | |
ИТОГО в неделю: | 10 | 10 | 10 | 10 | |
в год: | 330 | 340 | 340 | 340 | |
До 1350 час |
3. Уровни результатов внеурочной деятельности. Достижение всех трех уровней результатов будет свидетельствовать об эффективности внеурочной деятельности.
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) | Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы) | Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс) |
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. | Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). | Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. |
Например:
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Кроме плана внеурочной деятельности, проектируемого на все образовательное учреждение, классному руководителю целесообразно составить общую карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности. Перед этим необходимо выяснить у родителей занимается ли их ребенок в кружках помимо своего общеобразовательного учреждения. По итогам заполнения данной карты занятости оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность в образовательном учреждении и за его пределами. Например:
Карта занятости учащихся класса во внеурочной деятельности
ФИО учащихся | Направление внеурочной деятельности, час. | Общий объем, час. | ||||
Спортивно - оздоровительное | Духовно - нравственное | Обще- интеллектуаль ное | Общекультурное | Социальное | ||
ИТОГО: |
В заключении необходимо отметить, что в отличие от плана внеурочной деятельности, все другие инструменты для проектирования и анализа внеурочной деятельности являются необязательными.
Методист по воспитательной работе Л.Н.Лыбашева