23.01.2024
Примерная технология подготовки и проведения внеклассного воспитательного мероприятия
I. Подготовительный этап.
Чтобы мероприятие стало ярким событием, необходима подготовительная работа:
1. Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама, задача которой – воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.
- Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, дом).
- Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Представьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне праздника с рекламными текстами на спине и груди.
- Реклама может быть театрализованной. Ее носители – специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов.
- Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки.
- Рекламными по сути станут разнообразные почтовые отправления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др.
2. Приглашение – акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов:
- билеты – игрушки;
- билеты – шапочки;
- билеты – закладки;
- билеты – программы и т.д.
3. Календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы продленного дня, также поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день он будет напоминать о приближении желанного события. Например: «До открытия вернисажа пальчиковой живописи учащихся нашей группы осталось 4 дня».
4. Репетиционный приготовления, которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания.
5. Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов тоже не останутся незамеченными и выполняет свое предназначение.
II. Психологический настрой.
С него непосредственно начинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожидания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения этой задачи могут быть:
v Оформление помещения, преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены.
v Необычное освещение, которое и несет в себе особое таинство достигается с помощью настольных ламп со специально окрашенными лампочками или абажурами, свечей, новогодних гирлянд, зеркал.
v Музыкальный фон, создающий соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.
v Особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для данного коллектива детей особое символическое значение.
v Необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления.
v Специально подготовленное вступительное слово ведущего – своеобразный пролог к действию (часто в виде притчи, легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.
III. Достижение предметного результата.
Это реализация основной части задуманного. Здесь все зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации:
- Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия.
- Умело организовывать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание. Через такие методы досуговой деятельности, как:
- театрализация;
- состязательность;
- экспромт и импровизация
- Занятие не должно затягиваться, эмоционально перенасыщать детей. Необходимо гибко выстраивать структурные части занятия, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы
- Завершается занятие коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержания личностному ожиданию каждого участника.
IV. Финально-аккордная часть.
Ее назначение – стать конечной точкой, придающей всему красивое и благородное завершение, вызвать у участников чувство удовлетворения и общей радости от причастности к случившемуся. Средствами достижения нужного результата могут быть:
v слова персональной признательности и благодарности всем виновникам события, в том числе и «закулисным героям»;
v сюрпризные моменты, оставленные «на сладкое»;
v самодельные подарки и сувениры.
V. Педагогическое последействие.
Организуется как краткий итог проведенного занятия и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения. В процессе обсуждения поддерживается положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, а результатом должно быть осознание учащимися так называемой, «ближайшей перспективы».