23.01.2024
Методические рекомендации
по реализации программы «Формула правильного питания».
Много лет в образовательных учреждениях реализуется программа "Разговор о правильном питании" разработанная в Институте возрастной физиологии РАО при спонсорской поддержке компании «Нестле». Целью программы является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Многолетний опыт реализации программы убедительно продемонстрировал ее эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, программа позволяет сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения.
На сегодняшний день в школах района используют два модуля:
"Разговор о правильном питании" - для дошкольников и младших школьников 6-8 лет;
"Две недели в лагере здоровья" - для школьников 9-11 лет.
Правила рационального питания важно знать не только малышам, но и школьникам постарше. Вот почему компания «Нестле» составила третий модуль программы ориентированный на младших подростков, учащихся 5–6-х классов. Модуль получил название «Формула правильного питания». Он включает в себя 14 тем, где в игровой, интересной для ребят форме будет продолжено обучение основам рационального питания. Учащиеся смогут узнать новое о пользе хорошо знакомых им блюд и продуктов, научатся оценивать свой рацион в соответствии с принципами здорового образа жизни, а также планировать режим питания. Но не только. В темах третьего модуля представлены и культурные аспекты питания, помогающие ребятам больше узнать о кулинарных традициях своей страны и других стран, познакомиться с историей.
В комплект входят:
- рабочая тетрадь для школьников «Формула правильного питания»,
- методическое пособие для педагога.
Содержание учебно-методического комплекта включает 11 тем (приложение 1), часть из которых является логическим продолжением материала, изучавшегося школьниками в предыдущих курсах («Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья»), а часть — представляет новую информацию, связанную с правильным питанием.
Учебно-методический комплект может быть использован в работе педагогов образовательных учреждений (классные руководители, воспитатели, социальные педагоги):
- во внеклассной работе (классные часы, различные мероприятия: праздники, конкурсы и т.д.),
- для проведения факультативов,
- при реализации курсов по формированию здорового образа жизни (региональный и школьный компонент),
- за счет интеграции в содержание базовых учебных курсов (история, литература, география и т.д.).
- учебно-методический комплект может также внедряться через дополнительное образование детей.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы
Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует непрерывное использование программ «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» в практической педагогической деятельности как один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Название темы | Задачи | Основные понятия |
1. Здоровье — это здорово |
| Здоровье, питание, образ жизни |
| Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион | |
3. Режим питания |
| Режим питания, режим дня, образ жизни |
4. Энергия пищи |
| Калории, калорийность, высококалорийные и низкокалорийные продукты |
5. Где и как мы едим |
| Общественное питание, правила гигиены, режим питания |
6. Ты — покупатель |
| Покупатель, потребитель, торговля, права покупателя |
7. Ты готовишь себе и друзьям |
| Бытовая техника, кулинария, сервировка, этикет |
8. Кухни разных народов |
| Кулинария, кулинарные традиции и обычаи, климат, географическое положение, культура |
9. Кулинарная история |
| История, эпоха, культура, кулинария |
10. Как питались на Руси и в России |
| История, кулинария, традиции, обычаи, культура |
11. Необычное кулинарное путешествие |
| Культура, жанры живописи, музыкальные жанры, литература, кулинария |
12. Составляем формулу правильного питания |
|