23.01.2024
Вороницына Н.Н., Коровина В.М., Лыбашева Л.Н.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районный центр дополнительного образования» муниципального образования “Пинежский муниципальный район”
Управление качеством образования в системе дополнительного образования детей (из опыта работы МБОУ ДОД «РЦДО» МО «Пинежский муниципальный район»)
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. одной из задач в сфере образования названо обеспечение качественного образования, независимо от местожительства граждан и от их платежеспособности.
«Качество образования» – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии компетенций личности. Качество определяется совокупностью показателей….(1)
Дополнительное образование детей, несмотря на все особенности организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса и нацелено на достижение качественного результата, за который, как и любая образовательная организация (п.7 ст.28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ), учреждение дополнительного образования несёт ответственность.
Для системы дополнительного образования, в отличие от общеобразовательных учреждений, где существуют различные формы оценки качества образования (ЕГЭ, ГИА, контрольные и итоговые работы и т.д.), характерно:
1. отсутствие единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить уровень развития детей в определённой деятельности, т.к. каждое учреждение дополнительного образования предоставляет свой перечень образовательных услуг с учётом запросов детей, потребностей семьи, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.
2. отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей данный процесс.
Закономерно возникает вопрос – как оценить качество образования в учреждении дополнительного образования, т.е. нужно определить:
- что оценивать? (каковы объекты);
- как это оценивать? (какова процедура, критерии оценки, шкалы и т.д),
- соответствуют ли образовательные результаты УДО потребностям и ожиданиям общества? (оценка соответствия образовательных результатов определённым, заранее спрогнозированным результатам).
Ответив на эти вопросы, мы сможем с уверенностью сказать, что образовательным процессом в УДО можно управлять (в сторону стабилизации или повышения его качества), а это является одной из задач деятельности современного руководителя образовательного учреждения.
С учетом обозначенных проблем в 2010г. нами принято решение об организации опытно-экспериментальной работы по теме «Мониторинг как средство управления качеством образования в системе дополнительного образования детей».
Цель - разработка теоретической основы, характеристики, психолого-педагогического сопровождения, основных направлений и условий организации качественного мониторинга результативности деятельности учреждения дополнительного образования.
Задачи:
- Изучить научно-методическую литературу по вопросам результативности деятельности учреждения дополнительного образования;
- Разработать модель мониторинга результативности педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей (с определением сроков выполнения и ответственных лиц);
- Разработать критерии и шкалы оценки эффективности педагогического процесса в УДО;
- Разработать пакет нормативно-правовых документов мониторинга учебно-воспитательного процесса, способствующего повышению качества образования, обобщить опыт работы по данной проблеме.
Анализ методической литературы, опыта работы коллег показал, что существует недостаточная теоретическая разработанность многих аспектов оценки результативности педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, трудность в выборе (создании) методики оценки, отсутствие государственных требований (стандартов) или иных нормативных документов по оценке результативности деятельности в системе дополнительного образования детей.
Исходя из этого, мы самостоятельно определили объекты мониторинга (что будем отслеживать?). Выделили следующие объекты – обучающиеся, педагоги, родители, материально-технические условия. Затем определили компоненты, характеризующие состояние объектов в системе дополнительного образования, самостоятельно разработали критерии и шкалы, по которым будет происходить оценка, а также план по реализации данной модели с указанием сроков и ответственных лиц. Таким образом, сформировалась собственная система оценки качества образования в учреждении, которая представлена в виде определённой модели. За ожидаемый результат приняли требования муниципального задания, выдвигаемые учредителем в лице Управления образования.
По каждому компоненту ежегодно отслеживаются результаты, данные заносятся в сводную таблицу, анализируются, делается вывод по каждому детскому объединению и учреждению в целом в разрезе нескольких лет. Несоответствие полученных результатов ожидаемым по какому-либо компоненту позволяет административному корпусу принимать управленческие решения с целью его коррекции в необходимую сторону (например, изменение годового графика работы учреждения, корректировка образовательных программ и др.)
Модель оценки качества образования представлена 4 объектами – обучающиеся, родители, педагоги, материально-технические условия.
1. Оценка результата работы с обучающимися осуществляется через анализ сохранности контингента, выполнения программ, оценку качества обученности (определения уровня владения базовыми теоретическими понятиями и технологическими навыками), оценку качества реализуемых программ, творческие успехи (количественные и качественные показатели участия обучающихся в конкурсах, мероприятиях, соревнованиях и др.), определение динамики в личностном развитии воспитанника, их удовлетворённости образовательной услугой:
- Сохранность контингента:
В учреждении создана электронная база данных «Обучающиеся», позволяющая отслеживать передвижения детей по объединениям, сохранность контингента (количество обучающихся на начало и конец учебного года), количество физических лиц в учреждении. Отслеживание сохранности контингента позволяет увидеть востребованность детского объединения и позволяет планировать в перспективе данное направление.
Результат: Показатели сохранности контингента за последние 3 года имеют тенденцию к росту и составляют свыше 95%.
Учебный год | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 |
Сохранность контингента | 95,9% | 98,3% | 100% | 98,6% |
Происходит рост числа реализуемых направленностей и программ с целью удовлетворения образовательных потребностей детей в различных областях (в 2011-2012 уч.г. реализуется 41 дополнительная образовательная программа; в 2012-2013, 2013-2014 уч.г. – 44 программы).
- Выполнение программ (муниципальное задание - не менее 100%). Контроль за выполнением программ осуществляется 2 раза в год (1 и 2 полугодие). Данные анализируются, оформляются в виде аналитической справки. Делается вывод в сравнении с прошлыми годами. При невыполнении муниципального задания руководителем принимается управленческое решение (Например, в 2011-2012 уч.году принято решение начать учебный год в учреждении на неделю раньше. Таким образом, учебный год составил 35 учебных недель, что позволило выполнить учебные программы на 100%).
Результат: За последние 3 года происходит рост показателей выполнения программы, который достиг оптимального уровня в 2011-2012 уч.году (100%) и остаётся таким по сей день.
- Оценка качества обученности по дополнительной образовательной программе.
Мы разработали свою систему оценки качества освоения обучающимися реализуемых дополнительных образовательных программ. За основу взяли определение уровней владения базовыми теоретическими понятиями (измерение с помощью контрольно-измерительных материалов (КИМ) и технологическими навыками (практическое изготовление изделия). Разработали критерии и шкалы оценки качества обученности по данным направлениям и сами КИМы по каждому году обучения по всем программам, исходя из программного содержания и ожидаемых результатов. Все КИМы прошли экспертизу экспертной группы при РЦДО, получили заключение о соответствии.
Форма проведения оценки качества освоения программы - контрольное тестирование в виде письменного теста + практическое выполнение изделия. Вывод о степени обученности делается по каждому объединению в отдельности и по учреждению в целом. Оценка качества обученности по программе определяется при переходе на следующий год обучения (промежуточный) и в конце курса обучения (итоговый).
Результат: 1.Повысилась ответственность педагога за результат труда;
2. За последние 3 года качество обученности по дополнительным образовательным программам в учреждении остаётся стабильно высоким (свыше 97%), и отвечает требованиям муниципального задания.
2010-2011г | 2011-2012г | 2012-2013г | 2013-2014 | |
Итого | 97,8% | 97,4% | 99,6% | 100% |
- Оценка качества дополнительной образовательной программы (экспертиза на соответствие (несоответствие) требованиям).
Все программы, реализуемые в УДО, проходят экспертизу, получают заключение о соответствии (несоответствии) требованиям и прикладываются к программе.
Результат: Все программы имеют экспертное заключение о допуске к реализации. Не прошедшие экспертизу программы не допускаются к реализации, что повышает ответственность педагога к разработке качественной дополнительной общеобразовательной программы.
- Творческие успехи обучающихся:
В учреждении создана база данных, в которую заносятся результаты участия детей в мероприятиях различного уровня (муниципального, регионального, федерального, международного). Ежегодно анализируется количество участий воспитанников в мероприятиях, а также их качество (отношение количества мероприятий, где обучающиеся стали дипломантами, к общему количеству участий).
2011-2012г | 2012-2013г | 2013-2014г | |
районные | 6 | 7 | 9 |
областные | 11 | 16 | 10 |
всероссийские | 1 | 2 | 4 |
международные | 0 | 0 | 1 |
всего | 18 | 25 | 24 |
В них победители (призёры) | 10 | 14 | 13 |
% качества подготовки | 55 | 56 | 54 |
Результат: Количество участий в мероприятиях различного уровня увеличивается, растёт и качество подготовки детей на конкурсы (есть победители Всероссийского и Международного уровней).
- Удовлетворённость образовательной услугой среди обучающихся и родителей.
С целью выявления удовлетворённости образовательной услугой среди обучающихся и родителей ежегодно психологом учреждения проводится диагностика, которая позволяет выявить уровень удовлетворённости в каждом детском объединении, позитивные и негативные моменты в деятельности каждого детского объединения и учреждения в целом. Данные вносятся в сводную таблицу и подлежат ежегодному анализу.
Результат: Выводы и предложения по итогам диагностики помогают педагогу оптимизировать воспитательно-образовательный процесс в перспективе, регулировать удовлетворённость участников образовательного процесса в позитивную сторону.
- Определение динамики в личностном развитии воспитанника.
Этот вид диагностики введён впервые 2011-2012 уч.году. Методистом по практической психологии определены критерии личностного роста, подобран диагностический материал для их отслеживания. В основу легли методики «Психологический климат группы» (авторы В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева) и “Мотивы учебной деятельности” (автор Терпугова Л. А.).
Уровень психологического климата по учреждению - средний. Низкого уровня психологического климата в объединениях не зафиксировано. Уровень мотивации учебной деятельности в среднем по учреждению - высокий, т.к. преобладают мотивы содержания и благополучия (26,8% и 33% соответственно).
2. Экспертиза деятельности педагога позволяет выявить его профессиональные результаты в целом, обеспечивает отслеживание его индивидуального профессионального роста, мотивирует на совершенствование своего мастерства. В основу экспертизы деятельности педагога легли портфолио профессиональных достижений, система внутриучрежденческого контроля, позволяющая выявлять, отслеживать, пропагандировать и обобщать инновационный опыт педагогов, диагностика уровня профессиональной компетентности работников путём самооценки (в форме анкетирования и индивидуального собеседования (по результатам анкетирования)), диагностика образовательных потребностей педагога, позволяющая выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для каждого специалиста.
По результатам диагностики наибольший процент образовательных потребностей молодых педагогов относится к области исследовательской деятельности учащихся (57%). Большую заинтересованность вызвали проблемы использования современных педтехнологий, а также меняющаяся нормативно-правовая база.
Результат - данные проблемы становятся приоритетными направлениями повышения профессиональной компетенции молодых педагогов на текущий учебный год (обучающие семинары, педсоветы и др. формы).
В учреждении существует электронная база данных передового педагогического опыта, где фиксируются все формы, сроки и тематика обобщения опыта каждого педагога. Инновационный опыт педагогов размещается в банке педагогической информации на сайте организации.
3. Материально-технические условия
Идея приведения материально-технических условий (оснащённость учебных кабинетов) в соответствие с современными требованиями заложена в ежегодном конкурсе на «Лучший учебный кабинет». Цель конкурса - мотивация педагога на деятельность по модернизации и оснащению учебных кабинетов. Разработано положение о конкурсе, где определены критерии оценки. Например, в каждом кабинете должен быть оформлен паспорт, где прописаны все имеющиеся учебные пособия, мебель, ТСО, а также перспектива его развития (что необходимо для оптимизации образовательного процесса), сроки реализации.
Победители конкурса поощряются морально – грамоты, дипломы, переходящий знак «Лучший учебный кабинет» и материально – этот критерий внесён в положение о распределении доплат и надбавок педагогу.
Результат: Данный конкурс стимулирует активность педагогов к приведению своих кабинетов в соответствие современным требованиям. В каждом кабинете разработан перспективный план материально-технического развития кабинета с указанием конкретных сроков и источников финансирования.
Итог
Помимо полученных образовательных результатов в виде позитивной динамики по каждому компоненту, в ходе опытно-экспериментальной работы созданы следующие методические продукты:
1. Оформление и описание хода и результатов освоения новой системы комплексного мониторинга (ОЭР), разработка пакета нормативно-правовых документов мониторинга учебно-воспитательного процесса;
2. Разработка модели оценки качества образования учреждения дополнительного образования детей;
3. Создание электронной базы контингента «Обучающиеся», «ППО», базы КИМ на каждую программу, сводные таблицы по отслеживанию критериев и др.;
4. Скомплектован пакет психолого-педагогической диагностики.
Информация по результатам системного мониторинга нашла применение при решении других задач – при аттестации педагога на квалификационную категорию (результативность педагога имеет фиксированную форму), при объективном распределении доплат и надбавок педагогу (показатели внесены в Положение о системе доплат и надбавок), при выдвижении кандидатуры педагога на награждение отраслевыми наградами и др.
Потребителями информации также выступили педагоги и администрация учреждения, обучающиеся, их родители, представители учредителя и др. Систематически данные мониторинга предъявляются общественности через публичный доклад, сайт учреждения.
Литература:
- Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. – М., 1999г.
- Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Актуальность создания региональной системы управления качеством дополнительного образования детей в контексте модернизации Российского образования / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова // Методист. – 2011. - № 6. – С. 34-41.
- Буйлова Л.Н. Структура региональной модели управления качеством дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Методист. – 2011. - № 7. – С. 24–33.
- Горячкова С.А. «Управление качеством образования: организация мониторинга в учреждении», Архангельск, АО ИППК РО, 2010г.
- Малыхина Л.Б. и др. Проектирование модели управления качеством образования в учреждении ДОД / Л.Б. Малыхина и другие // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. - №12. – С. 3-8.
- Парухина А.Н. Аттестация учащихся в дополнительном образовании как метод отслеживания результатов обучения по образовательной программе / А.Н Парухина // Материалы научно – практической конференции 31.10. – 01.11. / сост. О.Н. Летовальцева, Г.Е. Агапитова, Н.Ю. Колобова. – Северодвинск, 2008. – С. 36-37.