23.01.2024
от
11 марта 2014г. № 88 | Учителям-предметникам |
Методические рекомендации
«Формирование общеучебных умений и навыков учащихся»
Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться.
Помочь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей – ключевая задача школьного образования.
Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на
формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Таким образом, речь идет о том, чтобы научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс. А это значит учащихся необходимо научить:
• основам организации собственной учебной деятельности;
• способам поиска, переработки и представления информации;
• приемам и методам умственного труда;
• основам коммуникативных умений.
В последнее время наблюдается возросший интерес к общеучебным умениям и навыкам как универсальным для многих школьных предметов способам получения и применения знаний. И это неслучайно, так как родителей, администрацию, государство интересует качество знаний. Факторов неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одним из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.
Значимая роль отведена им и в стандартах второго поколения: «Универсальные (метапредметные, обобщенные, общеучебные) умения – это умения, формируемые на базе нескольких или всех учебных предметов, применимые, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».
Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании.
Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями.
Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными.
Показателем результативности школы является готовность учащихся к самообразовательной деятельности, к самостоятельной организации или собственной познавательной деятельности, в частности учебного труда. Оценку этого конечного результата деятельности школы осуществляют путем определения сформированности у школьников общеучебных умений и навыков, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности, а также общеучебных мыслительных умений.
Причиной низкой успеваемости у учащихся, особенно в средней и стершей школе, по мнению психологов, является, как правило, крайне низкий уровень развития общеучебных умений и навыков.
Учителя предлагают учащимся различные виды заданий по предмету, но при этом забывают, что не все ученики умеют бегло и осмысленно читать и писать, находить нужную информацию в учебнике, запоминать определения терминов и закономерностей.
Возникает проблема, как повысить эти умения, когда и так не хватает времени для изучения основного материала по предмету?
В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков.
Более подробно остановимся на классификации педагога-психолога Лошкаревой Н.А.
Учебно-организационные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
Это одна из центральных групп ОУУН, в которую входят:
· организация рабочего места;
· выполнение правил гигиены учебного труда;
· принятие учебной цели;
· выбор способов деятельности;
· работа консультантом;
· планирование организации контроля труда.
Эта группа умений и навыков важна не только на этапе обучения в школе, но и в дальнейшей жизни учащихся. При формировании данной группы учитель должен ставить цель урока не только для себя, но и для учащихся. В процессе урока учить планировать выполнение заданий, отыскивать рациональные способы работы, учить детей самостоятельно себя контролировать.
Например: порекомендовать на первом уроке изложить свои требования или советы по организации рабочего места ученика, что должно быть на столе для успешной работы.
Для развития организационных умений на уроках используйте групповые формы работы, проектную деятельность. Так как хорошо развитые организационные умения не только усиливают интенсивность познания, обусловливают возможность включения всех учащихся в самообразование.
Когда учащиеся действуют вместе в классе, они используют язык изучаемого предмета и думают на нем. Ученики используют помощь одноклассников, чтобы заполнить пробелы в своих знаниях.
Другим вариантом групповой работы может быть подготовка общеклассного проекта, когда каждая группа готовит свой фрагмент презентации (5-6 слайдов по определенному плану и оформлению), из этих фрагментов должна сложиться целостная, выполненная в едином ключе, без разрывов и нестыковок, презентация. Например, тема для 9 класса: «Календарь круглых дат». Здесь основной упор делается на методы познания (наблюдение, опыт, измерение, описание, моделирование, элементы прогнозирования) При подведении итогов обязательна рефлексивная деятельность: объективное оценивание вклада каждого члена группы в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Учебно-интеллектуальные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
Эта группа подразумевает овладение учащимися приемами умственной деятельности:
· анализ (найдите соответствие между понятиями и определениями; между формулами и определениями; между рисунками и определениями; в коротком тексте подчеркните все слова, относящиеся к...);
· синтез (назовите процесс по его характеристикам; назовите общим словом несколько слов, рисунков и т. д.);
· сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? И т. д.);
· причинно-следственные связи (продолжите ряд слов, понятий; вставьте недостающее слово, рисунок, число; расположите в логической последовательности слова, числа, рисунки и т. д. Для старших классов: постройте систему понятий)
· выводы (сделайте вывод на основании текста, рассказа в рисунках. Для старших классов: сделайте вывод на основании таблицы или схемы).
Понимая неоценимую роль данных умений и навыков для предмета, учителя должны не забывать, что сами по себе они не формируются и на каждом уроке необходимо систематически работать над формированием и развитием интеллектуальных умений, опираясь при этом на уже известное детям. При правильной организации труда учащиеся должны не только осмысливать и усваивать отдельные научные термины, но и понимать весь объем научных знаний в совокупности.
Методические приемы работы с терминами.
1.Перевод терминов на русский язык, что делает запоминание более осмысленным. Задания, в которых школьник выбирает один правильный ответ из предложенных вариантов.
2.Задания, в которых ученикам необходимо вставить пропущенное слово.
3.Задания на соответствие. (Установите соответствие между …)
4.Терминологические диктанты. В конце тетради записываются термины. На первом уроке необходимо учащихся предупредить о том, что диктанты по терминам могут быть на любом уроке, поэтому желательно термины заучивать сразу после записи. Из этого списка учитель берет термины для диктанта. В ходе диктанта школьникам необходимо сформулировать определение предложенных понятий и записать их в тетрадь.
5.Графические диктанты. Учитель предлагает определение понятия, ученик должен выбрать верно или неверно это определение и в тетради записать условный знак. Для этого в тетради чертится простым карандашом отрезок 10 см, разбивается на 10 частей по 1 см. Затем внизу части отрезка нумеруются: 1, 2, 3… Учитель зачитывает определения по порядку, повторяя 2 раза. Графические диктанты позволяют формировать умения учащихся работать в строго отведенное время и отвечать на вопросы разного типа; развивать умения и навыки применять условно-графические изображения учебной информации на бланках, умения быстро воспринимать информацию со слов учителя и в сжатые сроки представить отчет в условно-графической форме (перекодирование информации). Учитель составляет «ключи» для проверки или взаимопроверки.
Не надо забывать о развитии общеучебных умений и при диагностике знаний. Чаще всего на уроках используется опрос. Например, для проверки умения критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации (находить ошибки в тексте на основе имеющихся знаний). Пример:
1. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
2. В строке перечислены четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним не подходит. Найдите лишнее слово и подчеркните.
3. В каждой строке перечислены три слова. Найдите общее для этих понятий название (признак или свойство) и запишите его.
4. Вам предложен перечень из четырех взаимосвязанных понятий. Расположите их таким образом, чтобы прослеживалась цепочка от частного понятия к наиболее общему.
Например: орнитология → зоология → биология.
Учебно-информационные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. Эта группа умений и навыков включает в себя способы получения знаний:
· чтение текста (осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения: ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
· работа с учебником;
· практическая работа;
· работа с дополнительной литературой;
· работа со справочной литературой;
· выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
· усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.
С видами работы над материалом учебника вы уже знакомы. Это составление простого или сложного плана, тезисы, конспектирование, выписки. Читая учебник, можно порекомендовать учащимся подчеркивать карандашом (при этом напомнить убрать карандаш в конце учебного года), отмечать на полях или закладках то, что представляется важным.
В качестве методического приема рекомендуем использовать следующие задания.
1.Составление плана параграфа, текста. План – это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок. Все остальные виды записей занимают больше места, чем план. План четко отражает последовательность изложения мыслей в тексте. Он дисциплинирует мышление, делает его целенаправленным. План указывает общее направление изложения, ход мысли. Напомню, что план бывает простой, сложный; цитатный, тезисный, вопросный.
2.Написание тезисов. Тезисы позволяют глубоко осмыслить текст. Работа над их составлением формирует четкость выражения мысли. Умелое составление тезисов свидетельствует об овладении методами самостоятельной работы над книгой.
В помощь учащимся можно разработать памятки: алгоритм составления тезисов, правила работы с научным текстом.
Учебно-коммуникативные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:
· выслушивание мнения других;
· владение различными формами устных публичных выступлений;
· оценка разных точек зрения;
· владение приемами риторики;
· организация совместной деятельности;
· владение культурой речи;
· ведение дискуссии.
Эта группа умений и навыков предполагает развитие письменной и устной речи учащихся, формирование умения слушать.
· Письменная речь: конспектирование, умение писать сочинения, правильно оформлять работу.
· Устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.
· Учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы…
· Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.)
Учитель должен стараться включать учащихся в диалог, развивать их монологическую речь, совершенствовать технику письма, развивать умение слушать собеседника, делать записи по ходу объяснения, чтения текста учебника. Для этого следует разработать памятки: «Как составлять конспект», «Рекомендации для информационного выступления» и т.д
Как развивать общеучебные умения (как учить?)
Учащиеся, взрослея и переходя из класса в класс, в той или иной степени расширяют круг теоретических знаний и практических умений, становятся более развитыми при любых методах обучения. Но если процесс развития общеучебных способностей станет целенаправленным и управляемым, то в более короткий срок будут достигнуты более высокие результаты.
Многие умения каждой из четырёх групп являются сложными по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно.
В какой последовательности развивать общеучебные умения: последовательно, друг за другом, или параллельно, т.е. на каждом уроке развивать все важнейшие для данного возраста умения сразу? Опыт показывает, что следует придерживаться следующих рекомендаций: лучше, если учитель в каждый отрезок времени будет договариваться с детьми, какое общеучебное умение они будут развивать. При этом ученики понимают, чему они учатся в данный момент. Ученик выступает в роли субъекта своей учебной деятельности, выполнение заданий более осознанное, и результат оказывается гораздо выше по сравнению с тем случаем, когда учитель не акцентирует внимание на формируемых надпредметных умениях.
Для формирования тех или иных общеучебных умений учителю следует подбирать то предметное содержание, которое наиболее эффективно способствует развитию этих умений. На одних темах учебного плана, например, наиболее целесообразно развивать учебно-интеллектуальные умения, на других – учебно-коммуникативные.
Какие формы и методы наиболее подходят для развития надпредметных умений и навыков?
учебно-организационные | Начальная школа | Проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, где учитель – “режиссер” учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу), при этом дети используют эти умения на уроке. |
Основная школа | Проблемно-диалогическая технология Проектная деятельность (предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме). Решение жизненно практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблемы. Учитель – консультант. | |
Старшая школа | Исследовательская деятельность по выбранному профилю, которая ведется параллельно с традиционными формами работы. Учитель – консультант (научный руководитель). | |
учебно-интеллектуальные | Начальная школа | Объяснительно-иллюстративные методы Репродуктивные Частично поисковые |
Основная школа | Частично поисковые методы Проблемно-сообщающие | |
Старшая школа | Исследовательские методы | |
учебно-коммуникативные | Начальная школа | Технология формирования типа правильной читательской деятельности Групповая форма организации учебной деятельности учащихся |
Основная школа | Технология формирования типа правильной читательской деятельности Самостоятельное использование учениками системы приемов устного и письменного текста Групповая форма организации учебной деятельности учащихся Технология развивающей кооперации | |
Старшая школа | Технология развивающей кооперации Уроки-диспуты Защита рефератов и исследовательских работ | |
учебно-информационные | Начальная школа | Составление простого плана Пересказ Работа с учебниками, энциклопедиями, словарями Извлечение информации, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) Представление информации в виде текста, таблицы, схемы. |
Основная школа | Изложение текстов различными способами Составление сложного и тезисного планов Формулирование проблемных вопросов Качественное и количественное описание объекта Подготовка докладов, рефератов Составление на основании текста таблицы, схемы, графика Создание модели изучаемого объекта Использование, исходя из учебной задачи, различных видов моделирования Поиск информации в литературе и Интернете | |
Старшая школа | Самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач Сопоставление, отбор и проверка информации, полученную из различных источников, в том числе СМИ Преобразование информации из одного вида в другой Представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата |
Так почему же социальные сети так взбесились из-за итало-американской сирены? Возможно, ее приверженность эстетике Даунтауна перекликается с той энергией, которую мы все хотели бы излучать в 2022 году. Выходит ли голая джулия фокс из театра в Нью-Йорке после свидания в брюках с заниженной талией и заметными стрингами, выглядывающими из-за верха, или синхронизируется с Уэстом в крутом байкере (мы все еще думаем о ее куртке KNWLS), звезда знает, как приковать к себе все взгляды. А может, она просто, говоря проще, заряжает главного героя энергией.
Предлагаем вам познакомиться с одним из возможных подходов формирования и развития общеучебных навыков учащихся.
В соответствии с возрастными особенностями в каждой теме определяется развитие надпредметных умений, развитие которых наиболее выигрышно, целесообразно. Для этого в тематическом планировании заполняется отдельная графа «Формирование надпредметных (метапредметных) навыков».
В начале определенного периода (например, в начале учебного года) учитель, заполняя соответствующую таблицу, оценивает уровень сформированности общеучебных умений и навыков каждого ученика и класса в целом. Пример диагностики приведён в приложении № 3.
Корректировка планов. В соответствии с выявленными особенностями каждого класса, учитель вносит изменение в тематическое планирование по части развития общеучебных умений и навыков, особое внимание уделяя тем умениям, которые по какой-то причине не соответствуют возрастным нормам (Приложение №1 и Приложение №2).
Повторная диагностика в конце контрольного срока с целью корректировки дальнейших действий по развитию надпредметных умений и навыков.
Итак, если процесс развития общеучебных умений станет целенаправленным и управляемым, то в более короткий срок будут достигнуты более высокие результаты. Конечно, работа над ОУУ должна вестись системно и по всем предметам. Общеучебные умения и навыки являются универсальными способами приобретения и применения знаний. Методические приемы помогут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Таким образом, может быть решена задача увеличения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Литература
1. Воровщиков С.Г. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования/ С.Г.Воровщиков, Д.В. Татьянченко // Справочник зам. дир.школы .-2012.-№5.-С.67.
2. Татьянченко Д.В. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом/ Д.В. Татьянченко, С.Г.Воровщиков// Завуч.-2000.-№7.-С.38.
3. Шишкина Т.В. Мониторинг качества сформированности общеучебных умений и навыков/ Т.В. Шишкина, Е.А.Алисова // Справочник зам. дир.школы .-2012.-№3.-С.32